лидер, генератор идей, скептик, координатор и т.д. и показывает динамику этих ролей.
2. Анализ реакций на фрустирующую ситуацию. Сама ситуация "необитаемого острова" из-за своей неопределенности, как правило, воспринимается участниками группы, как фрустирующая. Соответственно ведущий анализирует индивидуальные типы реакций членов группы на эту ситуацию:
 экстрапунитивная, то есть обвинение ведущего в том, что он дал ситуацию, которую невозможно представить себе упреки, в адрес остальных участников игры, что они не так себя вели и др.;
 интропунитивная, то есть самообвинения за неспособность "вжиться" в предложенную ситуацию;
 конструктивная ( импунитивная), то есть включенность в ситуацию, стремление определить ее для себя, постановка целей и средств их достижения.
Домашнее задание:
Спросить у кого-либо из прохожих, как добраться в определенное место; описать ситуацию контакта с незнакомым человеком, свои ощущения и мысли при этом.
2.5. ЗАНЯТИЕ 5: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Цель: совершенствование коммуникативных способностей участников.
Средства: вербальные и невербальные упражнения, ролевые игры.
Тактика ведущего: главная его функция - включение каждого участника в упражнение, стимулирование проявления нетипичных способов действия.
Описание: Каждый участник по очереди описывает свой опыт вступления в контакт с прохожим. Рекомендуется проигрывать отдельные ситуации, предлагаемые участниками. Затем следует групповое обсуждение возможных неудач при вступлении в контакт и путей их преодоления.
Далее группе предлагается разыграть, например, следующую ситуацию: "Вы купили билет на самолет Москва-Хабаровск, впереди 7 часов полета. Спать вы не хотите, интересной книги у вас нет, вы обращаете внимание на соседа и пытаетесь завязать с ним разговор.
Как вы поступите, если вашим соседом окажется:
молодая девушка,
военный, пожилая женщина, читающий книгу и т.п.
Все члены группы попеременно включаются в игру, то в роли желающего вступить в контакт, то в роли его попутчика в разных вариантах.
Ведущий предлагает несколько упражнений на развитие коммуникативных умений.
16
Упражнение "СМЕНА ЛИДЕРСТВА В КОНТАКТЕ"
Участники разбиваются на пары и ведут беседу на общую тему. Задача более пассивного участника: через некоторое время после начала разговора перехватить инициативу в контакте, используя удачный жест, вопрос, подхватить какое-либо слово, и плавно перевести его на обсуждение своей темы. Затем повторяется то же самое, но теперь цель инициатора разговора отдать нить разговора партнеру, навести его на высказывание своих мыслей, можно диалогические вопросы.
Упражнение "ТРОЙКИ"
Участники разбиваются на тройки. Двое, в отсутствие третьего, договариваются о том, что они хотели бы узнать у него, например, марку часов и др.
Отсутствующий возвращается, и кто-то из участников начинает разговор, цель которого - задать человеку интересующий вопрос, узнать нужную информацию, но так, чтобы он не догадался о чем хотели узнать. Член тройки, не участвовавший в разговоре описывает свои впечатления о нем, о его естественности и т.д. Беседовавшие так же высказываются о том, что они почувствовали "слабые" места в разговоре, что было удачным.
В тех же тройках один из участников расписывает свой день вслух, привирая в некоторых местах. Задача слушающих - определить, где участник сказал неправду, ориентируясь больше на эмоциональную реакцию, особенности текста в некоторых местах, чем на выявление логических неувязок.
Упражнение "ВЫХОД ИЗ КОНТАКТА"
Задается ситуация: Вы встретили не очень близкого знакомого, который заводит с Вами разговор, расспрашивает о делах, о семье и т.д.
Вы вступили в разговор, однако, взглянув на часы, поняли, что Вам нужно идти.
Как Вы поступите?
Вы вообще не хотите вступать в контакт с данным человеком или с кем бы то ни было, но он, увидев, Вас направляется в Вашу сторону. Как быть?
В этом упражнении роль назойливого собеседника может играть сам ведущий, задавая новые варианты назойливости разных людей.
В конце занятия в группу входит незнакомый человек ранее приглашенный ведущим. Участникам группы предлагается выполнить одно из перечисленных упражнений: завязать разговор, стараясь выяснить определенную информацию и т.д. После этого следует обсуждение задания с привлечением "обратной связи" незнакомца о восприятии им ситуации беседы с группой.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Написать сочинение "Я в группе тренинга вначале и сейчас", в котором отразить динамику представления о целях тренинга, развитии отношений с другими участниками, новые для себя мысли, чувства, переживания и т.д.
17
2.6. ЗАДАНИЕ 6: ЗЕРКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ "Я''
Цель: углубление самосознания участников.
Средства: упражнение "Горячий стул".
Тактика ведущего: Ведущий показывает участникам упражнение, что представление окружающих о нем являются для самосознания материалом не менее ценным, чем собственное мнение человека о себе.
Важно, чтобы участники группы осознавали необходимость учета этих представлений, попытались проанализировать, что именно в них вызывает такие мнения и оценки.
Описание занятия:
Итоговое занятие содержит только одно упражнение, которое является основным в процедуре социально-психологического тренинга.
Упражнение "ГОРЯЧИЙ СТУЛ"
Каждый из участников группы по очереди садится на стул в центре круга.
В это время остальные участники группы обращаются к нему по следующей форме: "Когда ты делаешь, говоришь то-то и то-то, или ведешь себя так-то и так-то, то у меня возникают такие-то и такие-то чувства, или, мне кажется, что это означает то-то и то-то".
Высказывания должны быть, по возможности, корректными, при этом используется только та информация, которая была получена во время тренинга, следует избегать определений "правильно", "хорошо", "плохо".
Описанную процедуру проходит каждый участник тренинга. После того, как все высказались, участник, относительно которого производились высказывания, рассказывает о том, что он извлек из этих обсуждений, что отвергает.
После этого ведущий переходит к заключительной части этого занятия и всего цикла социально-психологического тренинга. Участники группы обсуждают все занятия и их результат.
18
3. ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Он состоит из:
 анализа проведенного цикла занятий;
 оценки эффективности тренинга и устойчивости приобретенных новообразований.
Первичный анализ хода группового процесса происходит параллельно с ведением тренинговых занятий: ведущий анализирует материал каждого занятия, производит первичную обработку индивидуальных данных,
18
полученных по методикам, и их анализ (тестирование, "первое впечатление", "проективный рисунок") и основываясь на этом строит план следующего занятия, то есть производит конкретизацию программы, намечает линии дальнейшего движения группы, вопросы, требующие акцента при групповом обсуждении, собственную тактику по отношению ко всей группе и отдельным ее участникам, личностные проблемы участников и возможности их разрешения их в группе и др.
Вторичный анализ цикла тренинговых занятий проходит по их завершении: ведущий анализирует дневники участников тренинга, записи занятий, проводит более детальный анализ индивидуальных тестовых данных, их динамику в процессе тренинга, анализирует свою работу, ищет причины возможных неудач и неожиданных успехов в отношении отдельных участников и группы в целом, фиксирует удачные модификации упражнений, игр, предложенные группой.


дальше

назад

Учись с комфортом!

библиотека

E-mail: Komfort2011@yandex.ru

Hosted by uCoz