Оценка эффективности тренинга проводится, как непосредственно после завершения цикла занятий, так и через некоторое время. В первом случае для оценки эффективности можно использовать некоторые вопросники, выявляющие коммуникативные и социально-перцептивные характеристики, например, рисуночные тесты из бр. "Мир нашего "Я" в рисунке и почерке" и другие, где можно группу поделить на 2 противоположных, а со средними значениями сделать экспертами, предъявляя их до цикла групповых занятий и после их завершения, а также самоотчеты участников тренинга, получаемые в ходе цикла занятий.
Помимо эмоционального отношения участников к тренингу, их субъективной удовлетворенности, необходимо также степень реального воплощения знаний и умений, полученных в результате тренинга, в практику. Известные ограничения способа оценки эффективности на материале самоотчетов (а изменения в ответах говорят о возможном изменении в установках, но не в реальном поведении, субъективная оценка эффективности тренинга не всегда соответствует реальности, оценка эффективности по горячим следам) снимаются при оценке эффективности по устойчивости приобретенных умений, их применению в производственной деятельности в целях создания наиболее благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Заключение - эпиграф
Знать и уметь - далеко не одно и то же
Человек, в среднем, запоминает:
10% того, что слышит,
30% того, что видит,
50% того, что видит и слышит,
80% того, что делает сам.
19
Литература:
1. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. С.-Пб; Экономическая школа, 1993.
2. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига: Авотс, 1989.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Леиздат, 1992.
4. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. С-Пб: Братство, 1992.
5. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. С.-Пб: АО "Сфера", 1994.
6. Жуплев А.В. Руководитель и коллектив. Практическое пособие. Ставрополь, 1989.
7. Игровой метод в профориентации. Методические рекомендации. Пермь, Структура, 1989.
8. Игры - обучение, тренинг, досуг... (Под ред. Петрусинского В.В.), М.: Новая школа, 1994.
9. Игры для интенсивного обучения (Под ред. Петрусинского В.В.), М.: Прометей, 1991.
10. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры. М.: Экономика, 1989.
11. Кричевский Р.Л. Если Вы - руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1993.
12. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М., ТОО Независимая фирма "Класс", 1993.
13. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Петрозаводск: Петроком, 1992.
14. Обозов Н.Н. Психология менеджмента Спб, 1997.
15. Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы. М.: Экономика, 1990.
16. Практические занятия по психологии. Пособие для институтов физической культуры. М.: ФиС, 1989.
17. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. С англ. М.: Прогресс, 1990.
18. Тарасов В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. Л.: Машиностроение, 1989.
19. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: ФиС, 1988.
назад
Учись с комфортом!
библиотека
E-mail: Komfort2011@yandex.ru
|