2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ (СПТ)
2.1. ЗАНЯТИЕ 1. Общие правила СПТ и знакомство
Участники рассаживаются в круг, выбирая себе "наиболее удобное" место. Ведущий просит высказаться о своих ожиданиях относительно предстоящих занятий, о том, что они хотели бы получить, чему научиться. После этого он разъясняет цели и задачи тренинга и знакомит с нормами группового поведения.
Нормы группового поведения участников тренинга:
1. ПРИНЦИП "ЗДЕСЬ И ТЕПЕРЬ".
Все, что происходит во время СПТ относится только к ситуации СПТ и не должно выноситься ха пределы занятий (например, недопустимы взаимные напоминания о поведении во время СПТ за пределами занятий). Также не желательно привлечение в ситуацию СПТ фактов, отношений, которые имели место до занятий, если некоторые члены группы СПТ уже ранее были знакомы между собой.
2. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ КАЖДОГО ЗАНЯТИЯ. В случае нежелания продолжать занятия в тренинговой группе участник должен заявить об этом.
3. НАЛИЧИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ.
Обратная (открытая) связь предполагает необходимость высказывания в группе своего отношения к происходящему, своих мыслей и чувств по поводу высказывания и поведения других членов группы.
Основные требования: неотсроченность, по возможности, избегание высказываний вообще.
4. ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ.
Эмоциональная поддержка друг друга, доброжелательное отношение в группе, искренность и доверие.
5. ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЩИХ ЗАДАНИЙ.
"Знакомство"
После разъяснения цели и правил СПТ ведущий предлагает участникам групп познакомиться. Знакомство происходит в следующей форме: каждый из участников по очереди называет себя. Свое имя каждый участник произносит трижды:
 первый раз просто называет имя;
 второй раз произносит это же имя с положительными эмоциями;
 третий раз - каждый участник говорит всем присутствующим по очереди: "Тебя зовут ..." .
6
В дальнейшем надо следить за тем, чтобы введенная форма не нарушалась. В других играх-упражнениях ведущий предлагает проверять запоминание имен.
Игра "ВОПРОС-ОТВЕТ"
Каждый участник попадает в центр полукруга образованного членами группы и становится спиной к остальным. Ему задают какие угодно вопросы, на которые он должен ответить, назвав имя опрашивающего.
Игра "БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ"
Участники ходят по комнате, закрыв глаза. По хлопку ведущего берут за руку стоящего рядом и называют его по имени. По второму хлопку движение возобновляется. На два хлопка все занимают свои места. После этого проводится ряд упражнений для усиления "чувств группы".
Игра "СЛЕПЕЦ И ПОВОДЫРЬ"
Все участники с закрытыми глазами ходят в разные стороны по комнате в течение 3-4 минут. Затем участники произвольно разбиваются на пары. Один человек закрывает глаза, а другой водит его по комнате, дает возможность коснуться различных предметов, помогает избежать столкновения с другими парами, дает соответствующие пояснения относительно их передвижения и т.д.
Игра "ГЛАЗА В ГЛАЗА"
Пары рассаживаются по стульям, и партнеры по прогулке в течении 3-4 минут молча общаются, смотря друг другу в глаза. После этого участники образуют новые пары, садятся друг против друга и обмениваются впечатлениями по поводу знакомства и проделанных процедур. Сначала рассказывает один, затем другой.
После этого все снова садятся в круг. Каждый по очереди рассказывает о том, что ему говорил партнер, стараясь передать это как можно более детально.
После рассказа тот, чьи впечатления пересказывались, пополняет и поправляет рассказчика. Обращается внимание на точность пересказа, на умение слушать и понимать другого (вводятся отдельные техники активного слушания см. Тест в бр. "Психология делового общения" стр. 11).
Группе предлагается выполнить несколько упражнений - игр на отлаженность взаимных действий:
Игра "ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА"
Группа воспроизводит печатание на машинке хорошо известного отрывка из песни или стихотворения. Каждый произносит по одной букве слова. В конце слова все встают, на знак препинания - топают ногой об пол, в конце строки - хлопают в ладоши. Игра повторяется до полного
7
успешного выполнения задания (все требования должны выполняться без единой ошибки).
Игра "ПЕРЕПУТАНИЦА"
Участники группы, взявшись за руки, образуют какой-нибудь сложный клубок (запутываются). Задачи водящего - распутать его.
После проведения игр следует их обсуждение в группе. Участникам, испытывающим затруднения при выполнении упражнений, предлагается участие в упражнении "восковая палочка".
"ВОСКОВАЯ ПАЛОЧКА"
Все участники становятся в круг. Один из них находится в центре круга.
Ведущий дает ему задание расслабиться. Остальные, ставя руки перед собой, поддерживают его, покачивая из стороны в сторону и не давая упасть. В первую очередь в центр круга попадают те, кто чувствовал себя неловко, неуютно в группе. Затем все проходят эту процедуру.
Выполнение всех упражнений не обязательно, главная задача - создание доброжелательной обстановки, атмосферы, в которой человек не боится неудачи при исполнении чего-либо, когда уверен, что его поймут и поверят.
После этого каждому члену группы предлагается дать 20 ответов на вопрос "КТО Я?" в течении 8-10 минут. Ответы фиксируются на бумаге. Затем группа обсуждает, легко или трудно было это сделать, какие характеристики при описании себя отмечались (социальные роли, внешность, коммуникативные характеристики, личностные особенности и т.п.).
Домашнее задание:
Создать "психологический портрет". Понаблюдать за кем-нибудь в транспорте и написать в специальной тетради "психологический портрет" в упрощенном виде: попытаться определить возраст, профессию, семейное положение, эмоциональное состояние человека в данный момент, представить, каков он (она) в общении, в отношениях с коллегами, друзьями, близкими.
8
2.2. ЗАНЯТИЕ 2. КТО Я И КАК Я СМОТРЮ НА ДРУГИХ?
Цель: повышение точности межличностного восприятия.
Средства: групповая дискуссия, методика "проективный рисунок", методика "первое впечатление", психогимнастика.
Тактика ведущего: позиция ведущего становится менее директивна, теперь он организатор групповой дискуссии, эмоциональный резонатор. По-прежнему следит за самочувствием, групповой динамикой, одобряет застенчивых, пресекает болтунов и т.д.
Описание занятия:
Все участники делятся впечатлениями о предыдущем занятии, что чувствовали после него, возвращались ли к нему мысленно, что запомнилось больше всего, о ком из группы вспоминали, как видится цель тренинга сейчас и т.п. Это необходимо для включения в ситуацию групповой работы. Подобный обмен впечатлениями повторяется в начале каждого занятия тренинга.
Затем руководитель предлагает перейти к обсуждению домашнего задания.
При этом используется вариант методики "Первое впечатление": члены группы проделывают на занятии процедуру, аналогичную той, что была в домашнем задании. Однако в данном случае они имеют возможность проверить свои предположения относительно наблюдаемого человека.
Методика "ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ"
В комнату входит незнакомый группе человек, имеющий предварительную договоренность с ведущим.
Группе предлагается описать свое первое впечатление: возраст, образование, сфера деятельности, возможные увлечения, интересы, коммуникативные характеристики и т.д.
Все это фиксируется на листе бумаги в индивидуальном порядке.
Далее участникам предлагается предсказать, какие характеристики были выделены другими членами группы при описании данного человека.
После этого участникам предоставляется возможность проверить свои предположения относительно незнакомца в беседе с ним.
При обсуждении проведенной методики участники по очереди высказываются относительно выделенных в своем "портрете" характеристик, пытаются обосновать их, анализировать неадекватные характеристики, исследуют причины их возникновения.
Ведущий кратко знакомит участников с основными механизмами межличностного восприятия (идентификация, эмпатия, рефлексия), его стереотипами и т.д.
В задачу ведущего входит демонстрация правильных и неправильных вопросов (как по форме, так и по содержанию), используемых при разговоре с незнакомым человеком.
Затем он предлагает группе задание, в котором каждый может проверить свою способность вступать в диалог с собеседником.
Игра-упражнение: "ДИАЛОГ"
Ведущий предлагает всем участникам продолжить разговор в ситуации, подобной той, что будет предложена ниже, зафиксировать свой вопрос на листке бумаги и затем обсудить варианты в группе, обыграв некоторые из них.
9
Ситуация № 1:
Начальник отдела подходит в конце рабочего дня к одному из сотрудников.
Ситуация разворачивается в конце месяца, когда отдел загружен срочным составлением отчета.
Между ними происходит следующий разговор:
Начальник: "Петр Иванович, я попрошу Вас остаться!"
Подчиненный: "Я не могу - рабочий день уже закончился."
Начальник: ".....?......".
Ситуация № 2:
Разговор между начальником и подчиненным.
Начальник: "Иван Петрович, в следующем месяце я хотел бы отправить Вас на курсы повышения квалификации".
Подчиненный: "До пенсии осталось немного, и без повышения квалификации как-нибудь доработаю".
Начальник: ".....?...."
Как бы Вы продолжили разговор?
При обсуждении возможных вариантов продолжения разговора следует провести квалификацию избираемых членами группы тактик: подстраивание, подавление, вступление в диалог, включение партнера в разговор об истинных причинах отказа.
Обсуждение в группе происходит анонимно. Участники должны также представить себе дальнейшее продолжение разговора (реакция подчиненного на вопрос начальника, возможные причины его отказа, попытки решения проблем подчиненного, оказание возможной помощи в их решении со стороны начальника и т.д.).
Такое обсуждение рассматривается как первый этап подготовки к ролевым играм: в данном случае члены группы "в уме" проигрывают возможное развитие событий.
После обсуждения предложенного задания на вступление в диалог группа возвращается к рассмотрению домашнего задания. Каждый член группы зачитывает составленный "портрет" и относится к нему на основании опыта, полученного на этом занятии: собственно ли это "психологический портрет" или просто описание, какие характеристики и на основании чего выделены, какие механизмы восприятия и его способы были актуализированы при составлении портрета.
Группа помогает ему в этом, а так же дает оценку точности, краткости, лаконичности или излишней детализации "портрета". Обсуждение происходит по схеме: участник вначале должен кратко, своими словами повторить только что услышанный текст (группа и автор следят за точностью пересказа) и затем отнестись к нему. Таким образом происходит де-
10
монстрация наиболее оптимального изложения текста и происходит отработка умения активного слушания.
Затем ведущий предлагает группе выполнить методику "Проективный рисунок".
Методика "ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК"
"Я такой как есть", "Я такой, каким бы хотел быть".
На выполнение рисунка дается 10 минут, рисунки не подписываются. Затем ведущий собирает рисунки и объявляет, что следующее занятие начинается с их обсуждения, подчеркивая, что обсуждаться будет не "техническая" сторона рисунков, а его содержание.
Домашнее задание:
Написать свой психологический портрет, в котором предлагается обсудить следующие моменты:
дальше
назад
Учись с комфортом!
библиотека
E-mail: Komfort2011@yandex.ru
|