ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ
1.1. Предмет психологии
Возникновение науки в первую очередь связано с определением ее научного предмета: какие явления подлежат изучению в рамках данной научной дисциплины? Несмотря на то, что психология как наука существует не одно столетие, выявление предмета психологии связано с серьезными трудностями и до настоящего времени обсуждается в философской и психологической литературе.
Разнообразное множество явлений можно разделить на явления материальные, которые существуют объективно и независимо от человека, и нематериальные, существующие как бы внутри самого человека - его сознания, душевных переживаний и состояний. Действительно, человека окружает множество объектов реального, материального мира, которые можно воспринимать и осязать и воздействия которого он ежеминутно ощущает на себе. Явления нематериального порядка более сложны, противоречивы и существуют по другим законам. Психологические явления - это тоже реальность, но принципиально иная, нежели реальность материального мира. В определенной степени психологическая реальность остается для человека таинственной и малоизученной: в ней существуют иное время, иное пространство и проявляются принципиально иные законы.
Специфические особенности явлений и фактов, изучаемых психологией, принципиально отличаются от явлений и фактов, исследуемых в других науках, именно в том, что психологические явления и факты нематериальны и не могут быть непосредственно восприняты человеком при помощи органов чувств так же, как можно воспринимать и осязать объекты и явления материального мира. «В самом деле, совершенно очевидно, что мое восприятие пишущей машинки - это нечто совершенно особое и отличное от самой пишущей машинки, реального предмета, который стоит передо мной на столе; мое желание пойти на лыжах - это нечто иное по сравнению с реальным лыжным походом; мое воспоминание о встрече Нового года - это нечто отличающееся от того, что реально происходило в канун Нового года», -пишет А.В. Петровский.
Факты существования материальных и нематериальных явлений, проблемы их возникновения и происхождения, и соответственно, признания, какие из них первичны, а какие вторичны, выявление способов и возможностей познания от материальных и нематериальных явлений человеком, как известно, обсуждаются в философии в рамках двух борющихся между собой направлений - материализма и идеализма. В связи с тем, что в центре этой яростной борьбы двух философских школ, двух способов мышления и, можно сказать, двух жизненных позиций и систем мировоззрения, стоит психологический феномен, психология длительное время существовала в качестве раздела философии. Философские вопросы соотношения объекта и субъекта, происхождение и развития психики человека, возникновения сознания в процессе общения человека и его трудовой деятельности, общественно-историческая природа сознания человека и многие другие, остаются актуальными для методологии психологии.
Содержание сугубо психологического предмета строится в соответствии с существованием двух разных классов явлений и фактов - материальных и нематериальных, - человек осуществляет наблюдение также в двух разных формах. Во-первых, он может наблюдать внешние, отдельные и независимые от него факты и явления — объекты материального мира и результаты внутренней, скрытой от наблюдения, активности других людей — их реакции, поведение, поступки, продукты их деятельности. Во-вторых, он может наблюдать и чувствовать собственные состояния и переживания, т.е. осуществлять акт самонаблюдения (интроспекции).
Следовательно, развитие психологии способствовало признанию существования не только материального и нематериального мира явлений и вещей, но и третьего мира - скрытого, интимно-личностного мира собственного «Я» человека.
Таким образом, человек существует и строит свою жизнь как бы в трех разных мирах - материальном мире объективно независимых от него явлений и вещей (объектов живого и неживого мира), социальном мире, состоящем из человеческих взаимодействий, общения и социокультурных явлений, а также в мире собственного «Я», своем духовном мире переживаний, отношений, состояний. Материальный и социальный мир - явления внешнего порядка для человека. Мир его собственного «Я» — внутренний мир человека.
Соответственно направленности психических процессов, состояний и переживаний на материальный мир, на мир социальный (другого человека или людей) или на самого себя, они могут подразделяться на ощущение и самоощущение, восприятие и самовосприятие, внимание и внимательность к самому себе, память о материальных явлениях и событиях, память о других людях и память о себе, мышление и рефлексию (самомышление), эмоции относительно других и эмоциональные переживания относительно себя и своей жизни, волевые воздействия на других и волевые воздействия на самого себя (саморегуляцию, самоконтроль), наконец, воображение и создание нового во внешней среде - материальном мире, социальном мире (например, развитие, обучение я воспитание ребенка) и создание самого себя (саморазвитие, самообучение и самовоспитание).
Чрезвычайная сложность построения предмета психологии отражается в том, что в настоящее время существует несколько его различных определений.
Предмет психологии составляют конкретные факты психической жизни, изучаемые качественно и количественно; психологические законы и способы объяснения, интерпретации фактов психической жизни; а также психологические механизмы функционирования психики.
«Психология - это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретно - исторической личности в особенности».
«Психология — это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития»
«Предметом психологии являются: а) психические явления; б) психологические черты личности и в) психологические особенности человеческой деятельности».
3
1.2. Основные направления психологии
В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. Учитывая то обстоятельство, что в последнее время почти каждые 4-6 лет появляется новое направление в психологии, имеет смысл говорить не о данной науке психологии, а о комплексе относительно автономных, развивающихся психологических дисциплинах. В целом, их можно разделить на фундаментальные (базовые, теоретические) и прикладные (практические).
Фундаментальные отрасли психологии имеют общее, методологическое значение для понимания и объяснения психологических явлений и фактов, поведения и поступков людей, независимо от того, к какой области реальности эти факты и явления относятся, какой конкретной деятельностью занимаются люди и какими конкретными социально—психологическими особенностями они обладают. В силу универсальности фундаментальных знаний они объединены в такое направление, как «общая психология».
Прикладными обозначают отрасли психологической науки, достижения которых непосредственно используются с целью совершенствования той или иной сферы практической деятельности. Прикладные направления психологии имеют общие и специальные разделы. В общих разделах прикладной психологии ставятся и решаются проблемы анализа и обобщения конкретных фактов, полученных на практике. В специальных разделах осуществляется накопление фактов, а также разработка и описание конкретных методов, методик и техник преобразования и совершенствования практической сферы деятельности.
В рамках общей психологии изучаются общеметодологические проблемы психики, сознания и деятельности, построения понятий и функционирования таких психических процессов, как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, воля, воображение. В обшей психологии исследуется круг вопросов, связанных с понятием о личности, ее активности, мотивации и формирования. Общая психология охватывает также проблемы изучения темперамента, характера и способностей человека.
Прикладные отрасли психологии, связанные с «обслуживанием» таких сфер практической деятельности, как образование, медицина, труд и управление, включают возрастную и педагогическую психологию, психодиагностику, медицинскую психологию, психологию труда и инженерную психологию, психологию управления, юридическую психологию.
В возрастной и педагогической психологии изучают законы развития психики ребенка в различные возрастные этапы, а также разрабатывают методы эффективного обучения и воспитания детей и взрослых в соответствии с их возрастными и индивидуально-психологическими характеристиками.
Психодиагностика включает вопросы разработки принципов психодиагностического обследования детей и взрослых, описание процедуры психодиагностики, конструктирования конкретных психодиагностических методик и тестов.
Медицинская психология содержит систематизированное описание фактов и проявлений психических пограничных состояний и заболеваний. Кроме того, в рамках медицинской психологии описываются методы воздействия, психотерапии и психокоррекции людей.
Психология труда содержит круг вопросов относительно психологических знаний о трудовой деятельности человека, человеке как субъекте труда, психологии профессий, а также методах психологического сопровождения трудовой деятельности.
Инженерная психология исследует, в основном, деятельность оператора, психологические закономерности приема и переработки информации, функционирование психических процессов памяти и мышления у человека-оператора, его работоспособности, вопросы профессионального отбора и разработки психофизиологических требований к проектированию и функционированию систем «человек-машина».
Психология управления содержит вопросы психологии формирования и развития работающего коллектива, формирования в нем малых групп и выдвижения лидеров, психологические аспекты деятельности руководителя, психологии власти, исполнения и подчинения-, разработки и реализации управленческих решений, осуществления контроля, а также вопросы оценки и расстановки кадров.
Юридическая психология изучает особенности личности и поведения человека как участника правоотношений, психические процессы, темпераментные свойства и качества характера со стороны проявления их закономерностей в профессиональной деятельности юриста, методы проведения судебно-психологической экспертизы в уголовном и гражданском процессах, психологические вопросы преступного индивидуального и группового поведения, структуру личности преступника и факторы ее формирования. В рамках юридической психологии производится описание психологических характеристик в деятельности адвоката, следователя, судьи, прокурора. Наконец, юридическая психология охватывает круг вопросов, связанных с психологией осмотра места происшествия, проведения обыска, опознания, задержания, допроса, организации следственного эксперимента, а также поддержания высокой эффективности и работоспособности работника правоохранительных органов.
1.3. Методы психологии
Методы психологии - это приемы и средства, при помощи которых происходит получение достоверных фактов и сведений, используемых далее для построения научных теорий и разработки практических рекомендаций. Значение того или иного психологического метода зависит от его валидности и надежности, от возможности его применения, часто связанной с трудоемкостью овладения данным методом, временем и уровнем сложности его реализации, а также временем и сложностью расчета и интерпретации полученных результатов.
Валидность метода отражает его адекватность и действенность, характеризует точность измерения данным методом психического, свойства, а также насколько психологический, метод адекватен исследуемой проблеме. Валидность метода определяется корреляцией его результатов с другими критериями измеряемого свойства. Проверка валидности метода называется валидизация.
4
Надежность метода связана с постоянством и устойчивостью результатов, получаемых при помощи данного психологического метода. Надежность метода определяется путем установления корреляции между результатами первого и повторного применения данного метода или путем сопоставления данных, полученных при помощи данного метода, и результатов, полученных при помощи другого, эквивалентного метода.
Трудоемкость овладения методом проявляется в том, какое время требуется для овладения данным методом специалистом-психологом или специалистом из другой, смежной профессиональной области. Трудоемкость метода проявляется также и в том, какой уровень квалификации необходим для специалиста, реализующего данный метод. В некоторых случаях овладение методом требует сравнительно незначительного времени и общей профессиональной квалификации специалиста. В других случаях для овладения методом необходим специальный период стажировки и высокий уровень специальной квалификации специалиста.
Например, при овладении методами опроса и анкетирования является достаточным обучение специалиста в отечественном высшем учебном заведении психологического или социологического профиля. При овладении методом психоанализа необходима специальная, многолетняя стажировка психолога в соответствующем психоаналитическом центре за пределами России.
Трудоемкость метода проявляется также в уровне сложности и времени его реализации. Так, некоторые опросные методики занимают незначительное время и содержат простые, однозначно понимаемые обследуемым человеком вопросы и варианты предлагаемых ответов, из которых он должен выбрать один, соответствующий его позиции и мнению. Такие же методики, как ММР1 или тест Т. Лири, содержат несколько десятков вопросов, не имеющих готовых ответов, и требуют значительного времени и усилий обследуемого для формулирования собственных ответов.
Кроме того, трудоемкость психологического метода определяется еще и тем, насколько сложным выступает способ анализа и расчета полученных результатов. Многие валидные и надежные психологические методы имеют нетрудоемкую форму анализа результатов. К таким методам можно отнести, например, Дифференциально-диагностический опросник, направленный на выявление сферы предпочтений человека (автор Е.А. Климов), уже много лет очень популярный среди психологов-диагностов.
Наиболее распространенными методами в современной психологии выступают метод наблюдения, опросные методы, диагностические методы и метод эксперимента.
Наблюдение - преднамеренное и целенаправленное зрительное восприятие психологических особенностей и поведения человека.
Различают прямое и скрытое, включенное и не включенное наблюдение. Прямое наблюдение осуществляется в случае, если наблюдатель открыто демонстрирует свою позицию и свои цели. При скрытом наблюдении наблюдатель открыто демонстрирует другую позицию и иные цели, стремясь «замаскировать» собственно цели наблюдения. При включенном наблюдении наблюдатель занимает позицию внутри наблюдаемых событий. Например, при включенном наблюдении за формированием социальных отношений в коллективе наблюдатель должен быть полноправным членом данного коллектива. При не включенном наблюдении наблюдатель собирает сведения, находясь во внешней, отстраненной позиции по отношению к объекту наблюдения.
Различают также внешн
читать дальше
E-mail: Komfort2011@yandex.ru
|